Школа
лат.Schola
Школа - в искусстве - группа художников или совокупность художественных произведений, связанных общностью стилистического, тематического и технического характера.
Арс-нова
От лат.Ars nova - новое искусство
Арс-нова - в специальном смысле - нидерландская школа живописи Северного Возрождения 15-16 вв.

Барбизонская школа
Барбизонская школа - группа французских живописцев-пейзажистов: Т.Руссо, Ж.Дюприе, Н.Диаз, Ш.Ф.Добиньи, К.Труайон. Эти художники:
- работали в деревне Барбизон под Парижем в 1830-1860 гг.;
- обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха;
- сыграли важную роль в развитии реалистического пейзаж
Болонская школа
Болонская школа - школа итальянской живописи:
- сформировавшаяся в 14 веке;
- выделявшаяся острой характерностью и экспрессией образов.
Венециановская школа
Венециановская школа - группа русских живописцев второй четверти 19 века, учеников А.Г.Венецианова. Для венециановской школы характерны:
- изображение жизни демократических кругов общества;
- пейзажи, интерьеры, натюрморты. Произведения отмечены
- поэтическое воплощение окружающей среды.

Венецианская школа
Венецианская школа - живописная школа Италии эпохи Возрождения 15-16 веков, для которой характерны:
- преобладание живописного начала;
- совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи;
- внимание к проблемам колорита;
- осознание чувственной полноты и красочности земного бытия.
Живопись школы достигает расцвета:
- в творчестве Джорджоне и Тициана (первая половина 16 века);
- в творчестве П.Веронезе и Я.Тинторетто (вторая половина 16 века);
- в творчестве Дж.Б.Тьеполо (18 век).

Импрессионизм
фр.Impressionnisme
От фр.Impression - впечатление
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 веков.
Импрессионизм:
- утверждает изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений;
- добивается живой достоверности изображения.

Караваджизм
Караваджизм - художественная система в европейской живописи начала 17 века, для которой характерны:
- натурализм;
- прозаическая трактовка возвышенных христианских сюжетов;
- использование крупных планов;
- эффектная светотеневая лепка объемов.

Метафизическая живопись
Метафизическая живопись - направление в итальянской живописи 1910-1920-х годов:
- следовавшее тенденциям неоклассицизма;
- стремившееся создать впечатление тоскливой пустынности "очищенного" пространства, пугающей застылости мира;
- раскрывающее в реальных предметах некий таинственный магический смысл.

Неоимпрессионизм
фр.Neoimpressionisme
Неоимпрессионизм - течение во французской живописи, возникшее около 1885 года. Неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

Постимпрессионизм
фр.Postimpressionisme
Постимпрессионизм - совокупность направлений французского искусства конца 19 - начала 20 веков, декларировавших свое неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений. Постимпресионизм:
- воспринял от импрессионизма чистоту и звучность цвета;
- противопоставил импрессионизму ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей.

Регионализм
Риджионализм
От англ.Regional - местный
Регионализм - течение в американской живописи 1930-х, 1940-х годов. Представители регионализма:
- соединили в своем творчестве черты, свойственные американскому примитивизму и немецкой "новой вещественности";
- изображали типичные сцены из истории и быта США, характерные американское ландшафты;
- придавали формам острую экспрессию или холодно-отвлеченную застылость.

Сиенская школа
Сиенская школа - живописная школа Италии, сложившаяся в 13 веке под влиянием традиций итало-византийской иконописи и готической книжной миниатюры. Произведения сиенской школы отличаются:
- одухотворенным лиризмом образов;
- эмоциональной насыщенностью мягкого локального колорита;
- утонченностью линейного ритма.

Умбрийская школа
Умбрийская школа - живописная школа Италии эпохи Возрождения центром в г.Перуджа. Для произведений умбрийской школы характерны:
- тонкий лиризм;
- плавность и музыкальность линейных ритмов;
- ощущение поэтической гармонии человека и природы;
- мягкость колористических решений.
Феррарская школа
Феррарская школа - живописная школа Италии эпохи Возрождения, сложившаяся под влиянием А.Мантеньи, Пьеро делла Франческа и достигшая наибольшего расцвета во второй половине 15 века. Для произведений феррарской школы характерны:
- сочетание позднеготических и раннеренессансных тенденций, изысканной декоративности и эмоциональной экспрессии образов;
- выразительность напряженного рисунка.
Словарь по общественным наукам
Выразительные средства живописи
Выразительные средства живописи - художественные средства живописи:
-1- цвет;
-2- рисунок;
-3- композиция; а также
-4- фактура красочной поверхности; и
-5- выразительность мазков.
Построение объема и пространства в живописи связано:
- с линейной и воздушной перспективой;
- со светотеневой моделировкой;
- с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Валер
От фр.Valeur - ценность
Валер - в живописи и графике - оттенок тона:
- выражающий определенное соотношение света и тени;
- служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.
Валеры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды.

Колорит
итал.Colorito
От лат.Color - краска
Колорит - образующая эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Колорит:
- служит средством эмоциональной выразительности в живописи, в цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства;
- является существенным компонентом художественного образа, вызывающим ответные эмоции зрителей;
- может быть теплым или холодным, спокойным или напряженным, ярким или блеклым.
Исторически сложились две колористические тенденции:
-1- тенденция, связанная с применением системы ограниченных количественно локальных цветов;
-2- тенденция, стремящаяся к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использующая валеры и рефлексы.

Локальный цвет
Локальный цвет - в живописи - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр.

Полутон
Полутон - переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета. Использование полутонов в произведениях искусства способствует:
- бОльшей тонкости моделировки форм;
- бОльшей мягкости переходов тона в тон.

Художественные средства
Художественные средства - композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и другие изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.

Цветовой рефлекс
Цветовой рефлекс - в живописи - оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы:
- возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов;
- обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов.

Словарь по общественным наукам