Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов.
Живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную.
Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.
Выразительные средства живописи - художественные средства живописи:
-1- цвет;
-2- рисунок;
-3- композиция; а также
-4- фактура красочной поверхности; и
-5- выразительность мазков.
Построение объема и пространства в живописи связано:
- с линейной и воздушной перспективой;
- со светотеневой моделировкой;
- с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Валер
Валер - в живописи и графике - оттенок тона:
- выражающий определенное соотношение света и тени;
- служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.
Валеры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды.

Колорит
Колорит - образующая эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Колорит:
- служит средством эмоциональной выразительности в живописи, в цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства;
- является существенным компонентом художественного образа, вызывающим ответные эмоции зрителей;
- может быть теплым или холодным, спокойным или напряженным, ярким или блеклым.
Исторически сложились две колористические тенденции:
-1- тенденция, связанная с применением системы ограниченных количественно локальных цветов;
-2- тенденция, стремящаяся к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использующая валеры и рефлексы.

Локальный цвет
Локальный цвет - в живописи - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр.

Полутон
Полутон - переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета. Использование полутонов в произведениях искусства способствует:
- бОльшей тонкости моделировки форм;
- бОльшей мягкости переходов тона в тон.

Художественные средства
Художественные средства - композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и другие изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения.

Цветовой рефлекс
Цветовой рефлекс - в живописи - оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы:
- возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов;
- обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов.
КАРТИНА
Холст,полотно
Картина - произведение станковой живописи:
- имеющее самостоятельное художественное значение;
- предназначенное для сосредоточенного восприятия;
- обладающее свойством законченности;
- состоящее из основы, грунта и красочного слоя.
Европейский тип картины требует рамы, отделяющей мир живописи от окружающего мира.
Дальневосточный тип картины сохраняет традиционную форму свободно висящего развернутого свитка.

Архитектурная декоративная роспись
Архитектурная декоративная роспись - декоративная роспись, которая выполняется непосредственно на стене, своде или на холсте, который затем укрепляется на поверхности стен (панно) и перекрытий (плафон)

Багет
Багет - гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.

Грунт
Грунт - в технологии живописи - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества. Грунт:
- обычно состоит из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоев;
- впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое;
- способствует прочному сцеплению живописи с основой.
По составу различают клеевый, масляный, эмульсионный м синтетический грунт.
По цвету различают белый, тонированный и цветной грунт.

Декоративная роспись
Декоративная роспись - орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства. Областями декоративной росписи являются:
- архитектурная декоративная роспись, подчиненная задачам украшения фасадов и интерьеров зданий;
- роспись изделий из керамики, дерева, металла; а также
- роспись тканей.

Диарама
Диорама - лентообразная картина (на батальную тему) на полукруглом в плане подрамнике с иллюзорным изображением и передним планом с бутафорскими и реальными предметами и сооружениями. Диорамы:
- рассчитываются на искусственное освещение;
- располагаются в специальных павильонах.

Мазок
Мазок - след кисти с краской, оставляемый на основе. Техника живописи мазками зависит:
- от индивидуальной манеры художника;
- от задачи, которую он перед собой ставит;
- от особенностей и свойств материала, в котором он работает

Основа
Основание
Основа - холст, доска, фанера, картон, прессованная плита, пластик, бумага, шелк и другой материал, на который наносят грунт и красочный слой живописи.

Панно
От фр.Panneau - плоскость
Панно - заполненная художественным изображением часть стены, обрамленная лентой орнамента или лепной рамкой.

Панорама
От греч.Pan - все и Horama - зрелище
Панорама - лентообразная картина на круглом в плане подрамнике, с иллюзорным изображением и предметным передним планом. Панорамы:
- рассчитываются на искусственное освещение;
- располагаются в круглых залах с центральной обзорной площадной.

Плафон
От фр.Plafond - потолок
Плафон - в широком смысле - потолок, украшенный живописным или лепным орнаментом, изображением или архитектурно-декоративными мотивами.

Подрамник
Подрамок
Подрамник - остов в виде рамы, на который натягивается полотно для работы над картиной. Законченная картина на подрамнике в свою вставляется в раму.

Полиптих
Полиптих - несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.

Рама
Frame
фр.Cadre; нем.Rahmen
Рама - (прямоугольное) оформление по периметру картины, графического произведения, фотографии и т.д. Рама предназначена для того, чтобы отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции и придать ей цельность.

Станковое искусство
Станковое искусство - произведения живописи, скульптуры и графики:
- имеющие самостоятельный характер;
- свободные от прямых утилитарных функций; и
- не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части.
Произведения станкового искусства рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся.

Формат картины
Формат картины - форма плоскости, на которой выполняется изображение: прямоугольная, овальная, круглая и т.д. Формат картины:
- должен соответствовать композиции изображения;
- имеет существенное значение для образного строя произведения.

Холст
Полотно
Холст - в живописи - грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, на которой, после специальной обработки, пишут масляными красками.
Сначала холст натягивают на подрамник и прибивают гвоздями.
Затем холст грунтуют смесью мела и клея.

Шамаиль
Шамаиль - в исламе - настенное панно, картина-изречение охранно-ритуального значения.
Шамаиль содержит суры Корана, философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, сочетающиеся с орнаментально-живописным фоном.

Словарь по общественным наукам
Техника живописи
Техника живописи - совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины.

Акварель
фр.Aquarelle; нем.Wasserfarbe
Акварель - техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Различают:
- собственно акварель, основанную на лессировках, без применения белил; и
- корпусную технику, использующую кроющие водяные краски с применением белил.

Акварелированный рисунок
Акварелированный рисунок - прием акварельной техники, заключающийся в соединении легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или перо.

Акварельные краски
Акварель; Водяные краски
Watercolour
От лат.Aqua -вода
Акварельные краски - краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Акварель отличают чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеещих веществ. Различают:
- твердую акварель в плитках;
- полумягкую акварель в керамических чашечках; и
- мягкую акварель в тюбиках.

Английская акварель
Английская акварель - живопись акварелью на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот прием акварельной техники дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Итальянская акварель
Итальянская акварель - прием акварельной техники, заключающийся в работе акварелью по сухой бумаге и в нанесении кистью контурного рисунка и разработка ею теней.

Стиратор
От итал.Stirare - растягивать
Стиратор - приспособление, состоящее из дух входящих одна в другую рамок, для натягивания увлажненной бумаги при работе акварелью.

Аэрография
Аэрография - техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется:
- в декорировании керамики;
- в разрисовке тканей и театральных декораций;
- в книжной графике;
- в изготовлении крупноформатных плакатов.
Трафарет для аэрографии:
- изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и
- размещается на поверхности предмета.

Восковая живопись
Восковая живопись - техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

Гуашь
фр.Gouache
От итал.Guazzo - водяная краска
Гуашь - техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуашевыми красками; гуашью).
Гуашь применяется в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.

Карнация
Карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

Кисть
Кисть - инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи, в графике и в каллиграфии. Кисти изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Различают:
- жесткие щетинные кисти для масляной живописи;
- кисти с длинным волосом для в клеевой живописи;
- круглые, остроконечные, мягкие кисти для использования в акварели, темпере и тоновой графике;
- колонковые кисти для работы любыми красками.

Корпусное письмо
Корпусное письмо - технический прием в живописи; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.

Лучизм
Лучизм - живописный метод, разработанный и развитый М.Ф.Ларионовым, в соответствии с которым задача художника состоит в изображении не самих предметов, а отражения исходящих от них цветовых лучей.

Мазок
Мазок - след кисти с краской, оставляемый на основе. Техника живописи мазками зависит:
- от индивидуальной манеры художника;
- от задачи, которую он перед собой ставит;
- от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

Масляная живопись
Oil-painting
Масляная живопись - разновидность живописной техники, основанная:
- на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества; а также
- на определенных приемах работы с красками.
Считается:
- что масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов;
- что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

Мастихин
итал.Mestichino
Мастихин - инструмент из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком
Минеральные краски
Природные пигменты
Минеральные краски - различного цвета руды, глины, минералы и другие горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и других металлов, а также углеродистые вещества. По цвету минеральные краски делятся на восемь групп:
-1- белые: мел, барит, каолин;
-2- желтые: охра, сиена;
-3- красные: мумия, сурик, железная киноварь;
-4- зеленые: волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень;
-5- синие: лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя;
-6- коричневые: жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая умбра;
-7- серые: железная слюдка;
-8- черные: природная сажа, пиролюзитовая черная сажа.

Мольберт
Easel
фр.Chevalet
От нем.Malbrett - полка для живописи
Мольберт - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска. Различают складные и стационарные мольберты.

Муштабель
польск.Musztabel
Муштабель - деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.
Муштабель заканчивается шариком, которым художник опирается на полотно, держа муштабель левой рукой.

Палитра
фр.Palette
Палитра - небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Палитра для масляной живописи обычно делается из дерева.
Палитра для других видов живописной техники может быть сделана из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса и др.

Пастель
фр.Pastel; итал.Pastello
От итал.Pasta - тесто
Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги, картона и т.п. специальными карандашами из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (пастельными карандашами; пастелью). При этом:
- начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими;
- красочный порошок растирают пальцами или растушкой.
Для пастели характерны:
- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;
- звучный и чистый цвет;
- мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.

Растворители
Разжижитель
Solvent
фр.Dissolvant; нем.Loser
Растворители - в технике живописи - жидкие вещества и составы, которые художник примешивает к краске в ходе работы, чтобы придать нужные свойства красочному слою.
В акварельной живописи растворителем служит вода.
В темперной живописи - разбавленная водою эмульсия.
В масляной живописи - масло, лак, скипидар, пинен, керосин и т.д.

Растушка
Растушка - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.

Сфумато
От итал.Sfumato - затуманенный
Сфумато - прием в живописи, заключающийся в смягчении очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющем передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

Темпера
итал.Tempera; фр.Detrempe
От итал.Temperare - смешивать краски
Темпера - живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии:
- из воды и яичного желтка; либо
- из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.

Фиксация
Фиксирование; Фиксаж
От фр.Fixer - закреплять
Фиксация - закрепление специальными составами красочного слоя или рисунка для придания им лучшей сохранности.

Шпатель
Шпахтель
Putty spattle; Spattle
От нем.Spatel - лопаточка
Шпатель - резиновая, пластмассовая или стальная пластина с ручкой.
В отделочных работах шпатель используется:
- для очистки старой замазки, обоев, краски; и
- для нанесения и разравнивания шпаплевки.
В живописи шпатель используется:
- для очистки палитры;
- для перемешивания красок;
- для грунтовки и т.д.

Энкаустика
греч.Enkaustike
От греч.Encaio - выжигаю
Энкаустика - техника живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника энкаустики разработана в Древней Греции в 5 в. до н.э.
Словарь по общественным наукам