ШКиД - Школа и Дизайн

Витражные технологии

     Искусство витража очень древнее. Классические технологии изготовления произведений из цветного стекла мало изменились за всю историю своего существования. Каждая эпоха диктовала лишь рисунок, оттенки и места применения подобных украшений. Перечислим классические способы создания витражей и коротко расскажем о новейших технологиях.

Наборные витражи

      "Классика". Эта сохранившаяся с древних времен техника долговечна и красива, о чем свидетельствуют великолепные образцы витражного искусства в средневековых храмах Западной Европы.

      Художник делает эскиз, потом рисунок на картоне в натуральную величину, с прорисовкой размеров и цвета элементов будущего произведения. (Кстати, для классического витража характерен геометрический рисунок с небольшими по размеру стеклами.) Затем стекла нарезают и вставляют в свинцовый (иногда латунный) профиль. Вплотную придвинув друг к другу, их спаивают с обеих сторон витража. При пайке используют оловянные припои и флюсы. Затем изделие по периметру "одевают" в латунную боковую протяжку и (в большинстве случаев) облуживают. Весь свинцовый профиль пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (иногда патина бывает черной).

      Теперь можно монтировать это стеклянное чудо. Стоят подобные изделия дорого (1 м2 - € 800-1500 и более). Классические наборные витражи подходят для декорирования различных деталей помещения и способны украсить самый изысканный интерьер.

Витражи в технике "Тиффани"

      "Тиффани" - это изысканность линий и цвета. Для современных мастеров это вторая после "классики" заслуживающая внимания технология, причем многие практически не делают между ними различий.

      Создатель технологии Луиc Комфорт Тиффани разработал ее для производства плафонов ламп из кусочков цветного стекла. Такие изделия были очень модны в Америке и Европе в конце XIX в., популярны они и до сих пор. Каждое стеклышко будущего витража оборачивают по периметру лентой самоклеящейся медной фольги, а затем элементы спаивают. Линии пайки могут иметь разную толщину.

      Такая техника идеально подходит для рисунка с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла нужно соединять по прихотливо изогнутым линиям. Тонкая протяжка делает витраж легким и жестким, поэтому ему можно придавать объемные формы. Витражи, выполненные в технике "Тиффани", универсальны, но больше всего подходят для потолочных плафонов.


Бесшовная технология

      Произведения из цветного стекла можно создавать без применения металлической протяжки и без спайки - это так называемые бесшовные витражи. Фрагменты подобного изделия соединяют клеем, спекают в печи при высокой температуре... Витражи, выполненные в технике фьюзинга и кастинга, могут потрескаться от сквозняков и перепадов давления, если не соблюдена технология их производства.

Травление.

      Мастер наносит на стекло рельеф с помощью пескоструйной техники, затем расписывает его силикатными красками и обжигает в печи при температуре более 800°С. Затем будущий витраж протравливают плавиковой кислотой. Выполненные таким образом произведения дешевле других (от € 300 за 1 м2).

      Техника травления позволяет добиваться рельефности и нежных переходов цвета, но в современной практике из-за вредного влияния на здоровье мастеров уже не применяется.

Декорирование методом пескоструйной обработки.

      Художник с помощью "пескоструйки" наносит на стекло толщиной не менее 5 мм стилизованный (как правило, растительный) орнамент, иногда в несколько слоев. Выглядит это как матовый рельеф в толще стекла и напоминает изморозь. Такой витраж идеально подходит для интерьеров в классическом или минималистском стиле, когда важно не перегружать пространство активным цветом. Эта техника появилась в начале XX в. и теперь практически полностью вытеснила свой прообраз - травление.

Фьюзинг.

      Эта технология тоже не использует металлических перегородок. На рисунок, выполненный на прозрачном стекле, помещают несколько слоев кусочков, гранул цветного стекла, а также шихты.

Затем эти многослойные "блинчики" выпекают в печи, раскаленной до температуры 850°C. Отсюда и название - фьюзинг (в переводе с английского fusing означает "спекание"). Такие произведения обойдутся покупателю от € 800 за 1 м2.


Кастинг.

      Технология кастинга похожа на технологию фьюзинга и муранского стекла. Только в данном случае мастер заливает расплавленное цветное стекло в металлические рельефные формы, которые придают фрагментам будущего витража не только нужный силуэт, но и объем. Когда формы вынимают из печи, на стекло, пока оно не застыло, мастер наносит неповторимый рельеф.

      Эта технология возникла на итальянском острове Мурано, близ Венеции. Секреты изготовления стекла там бережно хранят и передают по наследству.